Главная » 2010 » Апрель » 26 » История о становлении чугунного литья в Москве. Время лить пушки и строить дворцы.
13:30
История о становлении чугунного литья в Москве. Время лить пушки и строить дворцы.
Затем пришло время лить пушки. И в 1479 году в Москве архитектором
Фьораванти строится пушечнолитейный завод, так называемая Пушечная изба
(через десять лет, правда, сгоревшая при очередном пожаре). Ей на смену
на реке Неглинке возвели новый завод - Пушечный двор, просуществовавший
уже несколько столетий и давший название одной из старейших улиц столицы
- Пушечной. Здесь в 1556 году в царствование Ивана Грозного была отлита
одна из первых гигантских чугунных пушек - весом 1200 пудов с дулом
диаметром вершков.
В первой половине XVII века русские мастера
стали изготавливать разнообразные архитектурные детали - литые колонны,
кронштейны, лестницы, перила, половые плиты с узорным рисунком и т. д. В
следующем столетии вместе с бурным развитием русской архитектуры и
созданием дворцовых комплексов, окруженных регулярными парками,
художественное литье от отдельных изделий и фрагментов архитектурного
декора перешло к самостоятельным литым ансамблям, включавшим ворота,
арки, столбы, фонтаны, мебель, беседки, террасы и т. д. Многие из них
были созданы при участии выдающихся архитекторов и скульпторов: Ф. С.
Аргунова, А. Н. Воронихина, Ч. Камерона, Д. Кваренги, отца и сына
Растрелли, К. И. Росси, В. П. Стасова и других. В Москве в бывшей
усадьбе Голицыных Кузьминки до сих пор можно увидеть образцы чугунного
великолепия той эпохи.
От этого уникального ансамбля, созданного в
конце XVIII - начале XIX века, до наших дней сохранились часть ограды,
чугунные львы, столбы с грифонами у выезда, две группы "Укрощение коней"
работы скульптора П. К. Клодта и великолепные ажурные ворота, созданные
по проекту Д. И. Жилярди в 1818-1820 годах. Особенно в этом отношении
прославилась северная столица. По богатству и многообразию чугунных
узоров с Петербургом не может сравниться ни один город в мире. Но все
шедевры русских мастеров-литейщиков, созданные до XIX века, являются
национальным достоянием и вряд ли могут быть предметом частного
коллекционирования.