Воскресенье, 28.04.2024, 00:55


Главная
Мой профиль
Регистрация
Выход
Вход

Железная Гора Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS  
Меню сайта

Ссылки

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30

Наши гости
free counters

Статистика
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Апрель » 26 » Первые уличные фонари или откуда пошло выражение «офонареть». Историческая справка.
13:33
Первые уличные фонари или откуда пошло выражение «офонареть». Историческая справка.
Первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах относятся к началу XV века. В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Через некоторое время его инициативу подхватили французы. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. «Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.

А 23 ноября 1706 года, когда молодой город на Неве праздновал победу русских войск над шведами под Калишем, по приказанию Петра I на фасадах домов четырех улиц, берущих начало вблизи Петропавловской крепости, были повешены фонари. С тех пор они стали всегда зажигаться по большим праздникам. И хотя эти фонари вывешивались лишь от случая к случаю, они положили начало уличному освещению Петербурга.

Первый проект постоянного уличного фонаря был разработан архитектором Ж .Б. Леблоном в 1718 году и одобрен Петром I. Первые четыре фонаря, изготовленные по этому проекту на Ямбургском стекольном заводе, были установлены на набережной Невы, напротив Зимнего дворца.



В 1720 году был изготовлен новый образец фонаря для постоянного уличного
освещения. К концу 1723 года на некоторых улицах Петербурга, и главным
образом на Большой першпективной дороге, установили 595 фонарей, при
этом для обслуживания светильников была создана команда из 64 человек.
Конопляное масло в фонарях зажигали «в ночное время токмо в темные часы
по присылаемым из академии о темных часах таблицам».

Историк
Петербурга И. Г. Георги так описывает это освещение на улицах:

«Для
сего имеются по оным (улицам) деревянные голубою и белою краской
выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает
шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла…»

В 1720 году был изготовлен новый образец фонаря для постоянного уличного
освещения. К концу 1723 года на некоторых улицах Петербурга, и главным
образом на Большой першпективной дороге, установили 595 фонарей, при
этом для обслуживания светильников была создана команда из 64 человек.
Конопляное масло в фонарях зажигали «в ночное время токмо в темные часы
по присылаемым из академии о темных часах таблицам».

Историк
Петербурга И. Г. Георги так описывает это освещение на улицах:

«Для
сего имеются по оным (улицам) деревянные голубою и белою краской
выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает
шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла…»

Штат обслуживающего персонала составляли фонарщики, набираемые из
отставных или провинившихся солдат. За свой труд они получали небольшое
жалованье и продуктовый паек. А непосредственно заведовали освещением
пожарные команды при полицейских участках. «Фонарное» конопляное масло
горело весьма тускло и к тому же очень рано гасло, так что уличные
фонари в Москве погоды не делали. Горожане предпочитали пользоваться
ручными; тем не менее масляные простояли в городе до конца XIX века в
силу своей дешевизны, особенно по сравнению с шедшими им на смену более
совершенными видами городского освещения. Немаловажную роль, впрочем,
сыграл и тот факт, что фонарное масло стало выгодной статьей дохода для
отдельных лиц, которые благодаря ему кормились и в образном смысле, и в
буквальном. Даже сами пожарные скудно отпускавшееся для фонарей
конопляное масло съедали с кашей за ужином, освещая город остатками со
своего стола.

Масляные фонари просуществовали 130 лет. Горели они
довольно тускло и разбрызгивали горячие капли масла, которые попадали
на прохожих.

«Далее, ради Бога, далее от фонаря! — читаем мы в
повести Гоголя «Невский проспект», — и скорее, сколько можно скорее,
проходите мимо. Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет
щегольской сюртук ваш вонючим маслом».

И все-таки первые фонари
были большим подспорьем для Москвы, особенно обозначенные номерами, по
которым в темноте определяли и нумерацию самих домов. Фонари быстро
входили в повседневный быт города. К 1765 году в Первопрестольной их
было 600, в 1780 - около 3,5 тысячи, а к 1800 - уже около 7 тысяч.
Однако недостатки масляного освещения становились все более очевидными, и
начались поиски новых способов решения проблемы.

В середине XIX
века ввели было спиртовые (или спиртоскипидарные) фонари. В масло стали
добавлять спирт для яркости и долготы горения. Однако по вполне понятным
причинам это новшество не прижилось. Отсюда как раз и пошло выражение
"офонареть". Какой же выпивоха мог пройти мимо очередного фонаря?! Так
что полсе нескольких "остановок" челове хорошенько напивался, и в народе
звали его офонаревшим. Когда генерал-губернатором Москвы был знаменитый
и страшный Закревский, брандмайор Беринг, заведовавший городскими
фонарями, приказал добавлять в вожделенный фонарный спирт отвратительную
пахучую жидкость, чтобы отбить у любителей выпить всякое желание
побаловаться бесплатным «угощением». Приготовив это пойло, он позвал
самого заядлого пропойцу-фонарщика, приказал ему залпом осушить весь
стакан и осведомился: «Ну, как?» «Ничего, ваше превосходительство!
Крепенько, а так пить можно», — услышал он в ответ от крайне довольного
солдата. Еще и поэтому в Москве в середине XIX века одновременно со
спирто-скипидарными стали внедрять другие, принципиально новые, виды городских фонарей.

Первыми были, конечно, керосиновые. Когда знаменитый Василий Кокорев
наладил производство бакинской нефти, в Москву потекло «минеральное
масло», как тогда говорили, или «белая нефть», - керосин. Модное и
дешевое горючее начали охотно применять и в домах - керосиновые лампы
под непременным зеленым абажуром быстро приобрели популярность у
городского населения.

А на московских улицах керосиновые фонари
зажглись уже в 1862 году. Примерно в эта же время в экономике стали
явственно заявлять о себе капиталистические начала и принципы. В Москве,
в отличие от столичного Петербурга, городское освещение долгое время
обеспечивалось частными предпринимателями, заключавшими договор с
городскими властями и получавшими благодаря этому весьма солидный доход.
Неудивительно, что европейские компании, уже имевшие в этом деле
солидный опыт, с вожделением смотрели на Москву.

Уже в 1863 году
городская Дума провела торги на устройство керосинового освещения
Москвы, и подряд получил французский коммерсант Боа-таль. Через два года
в городе было уже 9 тысяч новых фонарей в 9 - 12 свечей, обязанности по
наблюдению за которыми возложили на полицию. Москву поделили на четыре
части по качеству и степени интенсивности освещения. К примеру, на
Тверской фонари горели ярко, как солнце, а на окраинах было по-прежнему
темно. В дождливую, холодную и снежную погоду освещение попросту гасло,
вызывая раздражение у москвичей, которые зло язвили: «Не надейся на
фонари, лучше на звезды посмотри».

Одним словом, керосин не оказался панацеей, хотя и продержался до
самой революции. Между тем в то самое время, когда француз Боаталь
устанавливал на городских улицах свои фонари, в Москве параллельно
вводилось популярное в Европе газовое освещение. Сначала только для
важных объектов - первый газовый заводик был построен в городе в 1863
году с целью освещения Большого и Малого императорских театров. Спустя
два года английская фирма «Букье и Голдсмит» приобрела концессию от
городской Думы на установку в Москве уличных газовых фонарей. В
Сусальном переулке, неподалеку от Земляного вала, фирма выстроила завод
для подачи газа «по подземным трубам» в дома частных лиц, надеясь
извлечь из этого дела немалую выгоду (доходы от уличного освещения были
весьма небольшими и подчас едва покрывали расходы на содержание 3 тысяч
фонарей с силой света в 12 свечей). Частные лица проводить в свои дома
дорогой осветительный газ отнюдь не рвались, так что английская фирма
едва не разорилась.

Следует заметить, что отношение москвичей к
газу было противоречивым. С одной стороны, они любовались диво-фонарями,
изумляясь, как это воздух может гореть «сам», без фитиля. У «Мюра и
Мерилиза» была оборудована специальная комната без окон, с газовыми
фонарями - там придирчивые модницы могли любоваться разноцветными
шелковыми материями при вечернем освещении. С другой стороны, многие
новинку встретили в штыки, так как газ составил серьезную конкуренцию
керосину. «Керосинщики» распускали слухи о вреде газа для здоровья,
получившие широкое распространение среди москвичей, которых раздражало
то, что газовое освещение представляло собой слишком дорогое
удовольствие. Страсти утихли, когда в 1882 году австрийский ученый Ауэр
изобрел газокалильную сетку. Под давлением общественности в Москве
установили такие сетки, что позволило увеличить мощность света в три
раза.

Самое интересное, что в то же самое время в Первопрестольной начиналась
эра электричества. Его первое появление в городе также оказалось
приуроченным к коронации августейшей особы - императора Александра II. В
1856 году изобретатель А.И. Шпаковский установил праздничные огни
-«электрические солнца» - на башнях Кремля и в Лефортовском дворце. А
когда в 1880 году первые электрические фонари зажглись в саду «Эрмитаж»,
что в Каретном ряду, публика рукоплескала. В мае 1883 года
электрические фонари с лампами Яблочкова засверкали у храма Христа
Спасителя это немаловажное событие было приурочено и к освящению храма, и
к коронации Александра III. Во время торжеств Москва была приятно
удивлена первой городской электрической иллюминацией: лампочки украсили
даже колокольню Ивана Великого, а гирлянды ярких цветных фонариков -
Александровский сад.

В 1885 году в Москве появилась первая
световая реклама - на доме № 12 по Кузнецкому мосту над магазином,
открытым крупным московским чаеторговцем К. Поповым, ярко загорелась
надпись «Пассаж». Идея понравилась, и спустя два года частное общество
заключило контракт на ультрановое освещение молодого Постниковского
пассажа на Тверской, 5 - теперь в этом здании располагается Театр им.
Ермоловой.

И все же электричество пробивало себе дорогу в Москву
крайне медленно, что объяснялось связанными с его проведением большими
затратами, инертностью городских властей, яростной конкуренцией
«керосинщиков» и «газовщиков». Однако оно привлекало к себе внимание
ряда частных фирм, руководство которых сумело угадать, что за
электричеством большое будущее. А потом и московские фабриканты стали
понимать преимущества электрического двигателя перед паровой машиной.
Долго шел спор о том, кому же следует ведать московским электричеством -
муниципалитету или частным коммерческим обществам. В ведение города оно
перешло только в начале XX века, а до того им занимались частные
компании.

Одна из них - «Общество электрического освещения», созданное в
Петербурге в 1886 году как торговый дом «Сименс и Гальске» и известное в
Москве как «Общество-86». Оно и построило в Георгиевском переулке близ
Тверской первую московскую электростанцию постоянного тока, которая
поставляла энергию для освещения городских улиц и богатых московских
домов. В том же, 1 886 году электрические фонари осветили Кузнецкий
мост, а потом Театральную и Воскресенскую площади, Петровку и Моховую. А
в 1896 году Тверская первой из московских улиц была полностью освещена
электричеством по всей ее протяженности -для этого потребовалось
установить 99 красивых светильников. Спустя три года по ней же прошел
первый московский электрический трамвай. Только энергию для него
поставляла уже другая, новая и мощная электростанция переменного тока,
открытая в 1 897 году на Раушской набережной в Замоскворечье. А еще
через 10 лет на стрелке у Каменного моста построили специальную
электростанцию для московских трамваев. Вот только работали эти первые
станции на привозном, очень дорогом топливе -отчасти и этим объяснялось
то, что электричество завоевывало позиции в Москве не очень быстро.

В
1914 году под Богородском заработала первая в мире электростанция на
торфе, то есть на местном топливе. В 1915 году Богородскую станцию
объединили с Раушской. Это и положило начало создания единой Московской
энергетической системы, которая досталась в наследство советской власти и
была использована ею при реализации плана ГОЭЛРО.

Отношение
москвичей к электричеству было неоднозначным: ему и противились, и в то
же время тянулись к модной, дорогой и привлекательной новинке.
Исключительный курьез случился с богатой москвичкой Верой Хлудовой,
владевшей Ярцевской фабрикой и собственным домом на Пречистенке, 10. По
иронии судьбы напротив этого дома в бывшем особняке Всеволожских в 1 872
году открылся Политехнический музей, где показывал свои первые опыты
изобретатель электрической лампочки накаливания П.Н. Яблочков. Хлудова
решила всех удивить и провести в свой пречистенский дом электрический
свет. Приурочено это чудо должно было быть к пышному балу, на который
она пригласила самого московского генерал-губернатора князя В.А.
Долгорукова. Устройство освещения она поручила инженеру Гантерту,
который работал на ее фабрике. Тот отказывался, но Хлудова пригрозила
ему увольнением, и Гантерт все же достал «локомобиль» - подержанный, но
отремонтированный. Когда все было готово и восторженная хозяйка бродила
по комнатам, предвкушая впечатление, которое должен был произвести
приготовленный ею сюрприз на гостей, рабочий сообщил, что локомобиль
«парит» и лучше оставить его для освещения только парадных комнат. К
тому времени, когда гости собрались, электричество в залах стало
потихоньку помигивать. Наконец в 10 вечера прибыл сам Долгоруков, и все
вышли встречать его на лестницу. Как только генерал-губернатор вступил
на нее, локомобиль окончательно сломался, и свет погас. В довершение
всего в кромешной тьме хозяйка упала в обморок. Ее отнесли в спальню, а
слуги бросились освещать комнаты с трудом найденными свечами. Несчастный
Гантерт был немедленно уволен с фабрики. Тем не менее Хлудова считается
первой из жителей Москвы, осветивших свой дом электричеством.

Впрочем,
состоятельные москвичи стали проводить электричество не только в свои
личные дома. Всех удивил отставной корнет Гонецкий, кстати, главный
конкурент и победитель Хлудовых в банном деле, муж владелицы
Санду-новских бань, которые он превратил в настоящие московские термы. В
новых Сандунах была устроена собственная электростанция. Она не только
освещала роскошное сооружение (в банях светила тысяча ламп накаливания
по 16 свечей каждая, да еще 8 фонарей горели всю ночь во дворе на
зависть соседям) - там все работало на электричестве и паре, без всякой
копоти. У одних этот электрический «аттракцион» вызывал опаску, другие
пытались подсчитать, сколько хозяин Сандунов на него тратит...

К
коронации Николая II Московская Дума распорядилась поставить на Большом
Каменном мосту шесть больших электрических фонарей на городские
средства. Затем появился электрический лифт - его впервые пустили в доме
№ 1 7 на Рождественском бульваре в 1901 году. Электричество проводили в
дорогие фешенебельные гостиницы и даже в православные храмы: маленькие
лампочки впервые зажглись в паникадилах церкви Св. Троицы в Серебряниках
на Яузской улице.



В начале XX века Москву освещали все перечисленные выше виды фонарей,
кроме масляных. В 1905 году освещение Первопрестольной стало
прерогативой городских властей, но соответствующей единой службы все еще
не существовало. Между тем быстрое индустриальное и транспортное
развитие города требовало повсеместного внедрения электричества.
Накануне Первой мировой войны было принято решение о создании при
Московской Думе отдела городского освещения и об установке в Москве
свыше 5 тысяч электрических фонарей. Но война остановила процесс
электрификации.
Просмотров: 2243 | Добавил: spiegel-art | Теги: чугун, ворота, маршевые лестницы, винтовые лестницы, чугунное литье, литейное производство, балясины, лестницы, сталь, художественное литье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Наши партнёры
Интерьры из дерева от компании ИНТЕБИ Оформление, создание и стили дизайна интерьера комнаты Архитектурное бюро Романа Леонидова Художественная ковка металла
Художественно-производственная мастерская  Spiegel-Art Фото реклама , дизайн и печать каталогов, брошюр и буклетов, сопровождение и раскрутка сайтов

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Наши страницы

    Spiegel-Art MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz